Традиции и обычаи казахов

Основной традицией казахов является гостеприимство. В казахском обществе существует неофициальный закон, озвученный еще в глубокой древности. Он гласит - встречай гостя как посланника Бога

Казахский народ свято чтит унаследованные от предков обычаи и традиции.

Гостеприимство в казахском обществе считается священной обязанностью. Во все времена степняки делали все возможное, чтобы угодить гостю. Поэтому каждый путник, отправляясь в дорогу, знал, что его радушно встретят в любом уголке казахской земли. Уважительное отношение к старшим - еще одна положительная черта казахского народа. Традиционно ребенка с «младых ногтей» обучают сдержанности и добропорядочности при общении со взрослыми, умудренными жизненным опытом людьми.

Однако вышеперечисленные национальные особенности, базисом для возникновения которых послужили обобщенные нормы и принципы общественных отношений (традиции), к счастью, присущи не только представителям казахского народа. Далее вашему вниманию предлагается перечень основных обычаев, получивших широкое распространение в казахском обществе.

Традиции и обычаи, связанные с преподнесением подарков

Сүйінші – обычай, согласно которому путник, принесший в дом добрую весть, в благодарность получает от хозяев ценный подарок.

«Ат мінгізіп, шапан жабу» – высокий почет. Согласно традиции, дорогой гость, им может быть акын, батыр или просто очень уважаемый человек, посетивший аул, в знак признания заслуг, получает в подарок от местных жителей коня и дорогой чапан (халат из верблюжьей шерсти с ситцевой подкладкой).

Бес жақсы – подарок, единовременно состоящий из пяти ценных вещей. В него входят: верблюд («кара нар»), быстроногий скакун («жуйрик ат»), дорогой ковер («калы килем»), алмазная сабля («алмас кылыш»), а также соболья шуба («булгын ишик»). Бес жақсы так же, как и «Ат мінгізіп, шапан жабу», удостаиваются наиболее уважаемые в казахском обществе люди.

Байғазы – традиция, предусматривающая возможность получения подарка человеком, приобретшим обновку.

Традиции и обычаи, связанные с взаимопомощью

Асар - семья, у которой возникла необходимость выполнить какую- либо спешную, подчас тяжелую работу, имеет право позвать в помощники родственников, друзей и соседей. По окончании дела для помощников накрывается богатый стол.

Жылу - традиция, связанная с оказанием материальной, моральной и финансовой помощи людям, пострадавшим в результате стихийных бедствий (пожаров, наводнений и т.п.). Все сочувствующие, а не только родственники, имеют право помочь пострадавшим. В качестве пожертвований могут выступать - скот, стройматериалы, одежда, деньги.

Белкөтерер - традиция, связанная с угощением пожилых людей. Для стариков готовятся вкусные, а самое главное - мягкие блюда, такие как казы, жент, кумыс, творог и т.д. Как правило, данная обязанность возлагается на детей или близких родственников, реже соседей. Традиция белкотерер является примером заботы о пожилых людях.

Традиции и обычаи, связанные с приемом гостей

Қонақасы - обычай, связанный с угощением гостя. Казахский народ издревле славился своим гостеприимством. Все самое вкусное казахи всегда приберегали для гостей. Гостей делили на три вида. «Арнайы қонақ» - специально приглашенный, «құдайы қонақ» - случайный путник, «қыдырма қонақ» - нежданный гость. Следует отметить, что если хозяин дома по каким-либо причинам отказался соблюдать обычай конакасы, в отношении его (в давние времена) могли быть применены штрафные санкции.

Қонақ кәде - традиция, в соответствии с которой хозяин дома имеет право попросить гостя спеть песню или сыграть на музыкальном инструменте. Қонақ кәде - испытание гостя искусством, а также залог веселого застолья.

Ерулік - если в аул прибывали новоселы, в их честь устраивался ерулик - небольшой праздник, позволявший прибывшим быстрее адаптироваться на новом месте. Также обычай ерулик включал в себя и помощь в бытовом обустройстве новичков. Соседи обеспечивали их дровами, питьевой водой и т.д.

Той дастарқан - особая форма торжества, организуе мого к празднику или во время него. Помимо посиделок за столом, во время той дастархан проводятся спортивные, музыкальные, песенные состязания (айтыс) скачки.

Древнейшие обычаи Казахского народа

Туған жерге аунату – согласно данному обычаю, человека, долгое время прожившего вдали от родных мест, по возвращению на родину следовало обвалять в земле. Коротко смысл данного действия можно объяснить следующей пословицей - «все мы дети родной земли».

Аузына түкірту – дословно название этого ритуала переводится как «поплевать в рот». У древних казахов существовало поверье, согласно которому с капелькой слюны, переданной ребенку отважным батыром, популярным акыном или оратором, к малышу перейдет частичка гена одаренности данного человека. Благодаря чему в будущем этому ребенку будет сопутствовать удача.

Ашамайға мінгізу – обряд, в соответствии с которым 6-7-летнему мальчику полагалось дарить коня и камчу. Подобный ритуал являлся своеобразной «инициацией», пройдя которую, ребенок провозглашался джигитом. В этот день старики благословляли юного наездника на ратные подвиги. После чего родители устраивали в честь сына небольшой той (праздник).

Бастаңғы – старинный аналог современных молодежных вечеринок. Традиционно подобные торжества проводились сразу же после отъезда взрослых. Во время бастаңғы гости, как правило, высказывали только одно пожелание - чтобы в дороге путников сопровождала удача и не настигла болезнь.

Традиции и обычаи, связанные с рождением и воспитанием ребенка

Шілдехана - торжество, связанное с рождением ребенка. Бесікке салу, бесік той - праздник, устраиваемый после укладки новорожденного в люльку. Как правило, орга низуется на 3-5 день после отпадания пуповины у малыша.

Есім қою, ат қою - обряд имянаречения. Может проводиться в рамках праздника шілдехана, либо во время торжества, приуроченного к укладыванию новорожденного в люльку. Исполнение обряда поручают наиболее уважаемым людям, которые, кроме всего прочего, благословляют младенца.

Қырқынан шығару - обряд, исполняемый на сороковой день после рождения ребенка. Включает в себя: купание младенца в 40 ложках воды, а также первую стрижку волос и ногтей.

Тұсау кесу - по казахскому обычаю в день, когда ребенок сделал свои первые шаги, в юрту приглашался самый старый и уважаемый в ауле человек. Он должен был перерезать ножом специальные веревки, опутывающие ножки ребенка (разрезание пут). Делалось это для того, чтобы в будущем малыш мог красиво ходить и быстро бегать.

Сүндетке отырғызу - обряд обрезания. Обряд проводится, когда ребенку исполняется 5-7 лет. В этот день родители зовут в юрту муллу, который и проводит данную процедуру. За это мулла получает щедрое вознаграждение. По случаю сүндетке отырғызу организуется большой праздник, на который приглашают всех родственников и друзей. Пришедшие на той делают щедрые подарки виновнику торжества и его родителям.

Традиции и обычаи, связанные со вступлением в брак

У казахов по адату - брак между родственниками до седьмого колена запрещен, подобное табу способствует предупреждению кровно- родственных смешений и, как следствие - благоприятно отражается на здоровье будущего потомства.

Кроме того, в прежние времена существовало суждение, что ранние браки способствуют удержанию молодежи от непристойных поступков, а также являются предпосылками к рождению здоровых детей. Поэтому девушек выдавали замуж в 13-14 лет. Однако сегодня ранние браки в Казахстане не практикуются.

Любую свадебную церемонию в казахском обществе предвосхищает құдалық (сватовство). В преддверии бракосочетания в дом невесты приезжают сваты. Их задача - договориться с ближайшими родственниками девушки о ее замужестве. В ходе сватовства отец невесты получает от гостей подарки, являющиеся своеобразным задатком.

Если переговоры проходят успешно, отец, в свою очередь, вручает главному свату халат. Этот обычай именуется «шеге шапан». Приготовление «құйрық бауыр», блюда из печени и курдючного сала, также свидетельствует об удачном завершении сватовства.

Следующий этап праздника -проводы невесты «қыз ұзату» Вечером, перед началом церемонии, в дом девушки вновь приезжают сваты. Количество визитеров должно быть нечетным (5-7 человек). Рано утром невесту вместе со сватами отправляют в дом жениха. Процедура прощания сопровождается исполнением казахской ритуальной песни «Жар-жар».

Торжественный обряд встречи невесты именуется келін түсіру. Основным элементом келін түсіру, является исполнение традиционной песни наставлений и пожеланий - «Беташар»

В древние времена, когда казахи практиковали кочевой образ жизни, жилище молодоженов (юрта) располагалось позади дома родителей жениха. Согласно традиции, первой порог юрты должна была переступить невеста, причем обязательно сделать это с правой ноги.

Также в ходе свадебной церемонии молодожены должны совместно распить сосуд с водой, в которой растворены сахар и соль. По преданию, данный ритуал - гарант счастливой семейной жизни.

Не менее интересен в комплексе свадебных мероприятий обряд расплетания косы невесты, с последующим раздвоением. Две косы на голове у новобрачной символизируют окончание одиночества и начало супружеской жизни.